Что такое «методическая работа учителя»? 

мониторинг, школа, учитель

Или как учителю найти себя

Чтобы понять, что представляет из себя методическая работа учителя, обратимся к словарям и найдем объяснение этого понятия:

 

«Методическая работа в школе – это целостная система, основанная на достижениях передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса. Методическая работа — важнейшее звено системы непрерывного образования педагогического коллектива школы».

 

То есть, методическая работа учителя направлена на самосовершенствование и улучшение системы работы в целом. 

Как построить методическую работу учителю?

Сначала нужно выбрать Программу, по которой будет работать учитель. Во всех программах разработчики дают рекомендации по ее внедрению, предлагают комплекс методического обеспечения. Сюда входят: конспекты уроков, рабочие тетради, наглядный материал, электронные пособия и много другое. 

Как правило, учитель реализует ту программу, по которой работает школа. Но так же он может использовать технологии и методики, взятые из других программ, если считает это целесообразным. Например, при работе по программе «Школа России» учитель может использовать проблемно-поисковый метод, взятый из программы «Школа 21 века». 

Молодым учителям часто бывает сложно определить какими методами пользоваться. Я рекомендую с 1 по 4 класс работать по одной программе и использовать рекомендации разработчиков. Когда полностью пройдена программа четырех классов, тогда формируется понимание какие методы и технологии могут быть использованы в будущем.

Учитель совершил ошибку. Что делать?

Чаще всего ошибки помогают учителю находить новые подходы в обучении подрастающего поколения. Нет ничего страшного в том, что учитель ошибся. У любой проблемы есть несколько вариантов решения. Важно уметь анализировать свою работу и вносить своевременно  в нее коррективы. 

Пример. Учитель провел вводную диагностику. Получил данные. В конце четверти диагностика показала, что один из параметров в классе западает. В этом случае, педагог производит поиск наиболее эффективного методы исправления ситуации. 

На начало года во 2 классе по результатам входной контрольной работы общий уровень умения решать задачи был 60%. А в конце 1 четверти стал — 58%. Учитель анализирует причины снижения результата. Если причины объективные, то на 2 четверть планируется увеличение количества часов для решения задач. Если причины необъективные, то педагог принимает решение самостоятельно. Например, дети, обучающиеся на 4 и 5, заболели на момент проведения контрольной работы и результат оказался снижен. Педагог может провести контрольную работа для отсутствующих детей и провести повторный анализ данных.

Могу сказать, что ни одна диагностическая работа не показывает 100% результат. Существует определенная погрешность в результатах исследований. Некоторые специалисты говорят о том, что существует коэффициент корреляции между исследуемыми  показателями. То есть, в любом исследовании , при существовании двух переменных, можно между ними установить соответствие. Оно укажет насколько верны данные. Часто в исследованиях применяются расчеты линейного коэффициента корреляции r-Пирсона и Спирмена. На них мы останавливаться не будем. 

Путь выбран. Что делать учителю?

Методическая работа учителя включает в себя следующие важные точки:

  1. Выбор Программы обучения
  2. Разработка Рабочей программы
  3. Реализация Рабочей программы
  4. Мониторинг результатов реализации Рабочей программы
  5. Анализ деятельности (каждую четверть и в конце учебного года)

Мы не коснулись важной части методической работы учителя — это разборка Рабочей программы. Этот пункт работы учителя очень важен. Чтобы разработать Рабочую программу, нужно знать по какой Основной общеобразовательной программе (ООП) работает школа. Определить, какую Программу будет реализовывать учитель, добавить в нее региональный компонент. Далее, необходимо сверить содержание программы с последними изменениями, принятыми на уровне Министерства просвещения. Ежегодно вносятся различные правки и корректировки в содержание законов и актов.

Примерный перечень, используемых нормативных документов, которые используют педагоги нашей школы:

  • Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009г. №373 с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 29.12.2014г. №1643;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  • Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
  • Приказ Минобрнауки России от 28.12.2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;
  • Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию»;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г.  № 253«Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
  • Учебный план образовательного учреждения на 2017-2018 учебный год
  • Устав школы

Автор: Братухина Е.В.

Добавить комментарий