Откуда берется нелюбовь к себе?
Низкая самооценка. Как помочь ребенку
Много проблем подростков связаны с низкой самооценкой. Начало переходного возраста — это сложный этап в жизни детей. Можно у них наблюдать разные формы нелюбви к самому себе. Одна моя знакомая девочка, всерьез считала, что у нее ужасные волосы, страшное лицо и некрасивые руки. Из-за этого она отказывалась выступать. Ей казалось, что все видят ее «недостатки». При этом девочка симпатичная, веселая и талантливая. Несколько минут беседы с этой девочкой изменили ее до неузнаваемости. Уже через 10 минут она была счастлива.
Конечно, дети не видят корень проблемы низкой самооценки. Но взрослые должны понимать, что низкая самооценка — это недостаток любви в семье. Когда рождается ребенок, то фокус внимания смещается на малыша. Но с психологической точки зрения, родители должны уделить больше внимания старшему ребенку. Почему? Потому что маленький ребенок пришел в мир, где у него по умолчанию уже был старший брат или сестра. А старший ребенок был один, получал всю любовь и заботу родителей. И вдруг, появляется «конкурент», который забирает все, что принадлежало ему. Старший ребенок при этом ощущает себя брошенным и винит малыша во всем.
Мудрые родители привлекают старших детей к помощи. Но делают это не в приказном порядке, а в виде игры. Очень важно не забывать как можно больше хвалить детей. В случае, когда старший ребенок ведет себя недостойным образом, мама должна сказать, что она очень расстроена таким поведением и ей это неприятно. Дальше нужно рассказать алгоритм исправления поведения. Например, мама с грустным видом сообщает: «Ты меня огорчил своим поведением. Я думала, что у меня самый воспитанный мальчик. Надеялась, что ты научишь сестру играть с пирамидкой. А ты ее забрал и теперь сестра расстроена. Я бы так гордилась тобой, если бы ты дал ей пирамидку и показал как с ней играть».
И все. Не нужно кричать на ребенка, упрекать его «За что же мне такое наказание», «Когда вы наконец замолчите», «Сколько можно говорить так не делать?» и т.п. Эти фразы наверняка ваши родители говорили вам в детстве. И как? Вам они нравились? Думаю, что нет.
Мир меняется, меняемся и мы…
Время идет, мир меняется. Изменились и основы воспитания детей. Теперь все знают, что крики и унижения — это показатель синдрома эмоционального выгорания человека. Люди, которые везде устраивают скандалы и во всем видят негатив, это недолюбленные дети, которых родители не обнимали и не хвалили. Люди, которые постоянно ругаются со всеми — это первый звоночек для учителя. Родители с нестабильной психикой негативно влияют на ребенка. Как правило, у властных мам (пап) вырастают дети, которые не могут решать свои проблемы. Это группа риска по суицидальному поведению. Такие дети не хотят (или не могут) учиться на 4 и 5. Вместо того, чтобы искать проблему внутри семьи, люди негативного склада характера ищут проблему вовне.
Что делать, чтобы ребенок был успешен?
1 правило. В школе ребенок все проблемы должен решать сам: складывать портфель, одеваться, делать уроки.
2 правило. Если ребенок не может выполнить какое-то задание, он просит помощи (спокойно, без нытья и истерик) у старших. Взрослые при этом не выполняют за ребенка ничего, а только подсказывают алгоритм действий.
3 правило. Давайте много любви детям, особенно когда дети расстроены. Даже если у ребенка истерика. Истерика — это показатель переизбытка негативных эмоций и неумения с ними справиться. Научите детей избавляться от негатива: побить боксерскую грушу; устроить танцы; рассказать о проблеме; просто покричать.
4 правило. Наказания должны быть. Но при этом мама не перестает любить ребенка: «Я тебе очень люблю. Но ты меня огорчил. Мы говорили, что так поступать нельзя. Значит, мне придется тебя наказать». Все наказания обсуждаются и оговариваются заранее: «Если ты будешь бить Петю, то мы в выходные не пойдем с тобой на шоу дельфинов». Помните, что событие, которого лишают, должно быть важно для ребенка.
5 правило. Нельзя унижать ребенка: «Что ты у меня такой криворукий?», «Ничего тебе доверить нельзя!», «Сколько можно раз говорить тебе, не делай этого!». Так вы вырастите неуверенного в себе ребенка с низкой самооценкой. Со временем малыш поверит, что он криворукий, глупый и бестолковый и действительно станет таким.
6 правило. Отношения между родителями — это образец поведения для ребенка. Как бы вы не старались учить ребенка делай так и не делай вот так, он скопирует у вас именно вашу манеру общения. А потом построит семью по вашему принципу.
7 правило. Чаще хвалите ребенка: «Какой ты у меня замечательный сын! Спасибо, что помог!», «Замечательная моя хозяюшка! Как ты мне помогла!».
8 правило. Сместите акцент в воспитании на позитивные события. Меньше говорите о негативных вещах.
9 правило. Чаще беседуйте с ребенком. Интересуйтесь его внутренним миром: с кем он дружит, какое занятие нравится, что порадовало или огорчило в течение дня.
10 правило. Помогайте детям советами в решении проблем. Поддерживайте, если что-то не получается: «Сегодня не получилось, ничего страшного. Если ты будешь настойчивым, то все получится. Я в тебя верю».
11 правило. Если ребенок не может сам разрешить конфликт, родители помогают ему в этом (конфликт с учителем, с одноклассником). Эту роль должен выполнить папа. Почему папа? Потому что мужчины менее эмоциональны. Они способны видеть корень проблемы и решить ее. Мамы часто принимают решения на эмоциях. А это не способствует быстрому разрешению конфликтов.
12 правило. Нельзя бить детей. Никогда. Ребенок, которого бьют родители, понимает одну истину — можно доказать свою правоту битьем. И идет бить детей, чтобы самоутвердиться. Родители должны научить ребенка разрешать конфликт словами. Драться мальчика можно научить в специальной секции. Например, записать его на самбо или каратэ.
Девочку тоже бить нельзя. Иначе побои будут для нее нормой, и замуж она выйдет за мужчину, который будет поднимать на нее руку. Родители так формируют у девочки мышление жертвы, со всеми вытекающими последствиями.
И последнее — любите своих детей. И эта любовь обязательно вернется к вам!