Начало переходного возраста
Значимость и общение
Что происходит с ребенком в начале переходного возраста? Общепринято считать, что переходный возраст начинается в 12-13 лет. Этот процесс протекает у всех по-разному. Но есть некоторые схожие черты.
Большинство учеников ощущают изменения уже в 4 классе, в возрасте 11 лет. Тело начинает меняться. Появляется притяжение между мальчиками и девочками. Дети сами еще не осознают, что они меняются. Мальчики могут начать грубить людям. У девочек наблюдается частая смена настроения. В этот период у обоих полов наблюдается снижение самооценки. Одновременно с этим, вырастает желание быть значимым. Еще недавние малыши начинают проявлять качества подростков. Появляются первые попытки самовыражения.
Кто-то начинает использовать непристойные выражения. Другие вычурно одеваются. Девочки красят волосы в яркие цвета. Мальчики стараются показать свою «крутость».
На что обратить внимание родителям?
Период взросления очень важен как для ребенка, так и для родителей. В это время проявляются все ошибки воспитания детей. Если между ребенком и родителями были доверительные отношения, то переходный возраст пройдет гладко. Сложности во взаимопонимании появляются между родителями и детьми в тех семьях, где мама или папа были больше заняты собой или работой, а не ребенком. Или наоборот, родители слишком много внимания уделили своему чаду и из него получился неспособный к самостоятельному принятию решений подросток.
Начало подросткового периода дает детям неустойчивое психическое состояние. Ученики становятся очень шумными, много смеются и шутят. Но в тоже время, они пытаются проявлять себя как взрослые. В обсуждениях появляются «взрослые» темы. В замечаниях учителя дети видят скрытый смысл. Неуспешные дети высмеиваются. Часто случаются драки между мальчиками. Так они пытаются доказать свое лидерство.
Родителям нужно «взять всю свою волю в кулак» и проявить максимум терпения и понимания. Подросткам необходимы объятия и безусловная любовь мамы и папы. Это не значит, что родители должны позволять ребенку вести себя как вздумается. Я говорю о том, что любой проступок обязательно разбирается и обсуждается. Выслушиваются все стороны конфликта. Как правило, в конфликте обе стороны совершают ряд неверных шагов. Это приводит к непониманию или агрессии.
Во время разбора конфликта нужно показать ребенку, что родители его любят. Но поскольку социальные нормы нарушены, то неизбежны последствия. Наказание может выбрать ребенок сам или наказания могут быть назначены на семейном совете. Иногда детям достаточно извиниться друг перед другом. В других случаях, родителям придется создавать условия для того, чтобы дети (из разных семей) помирились. Если дети доверяют классному руководителю, то они рассказывают свои секреты. И тогда учитель может помочь детям выйти из сложной ситуации. Часто конфликтом бывает девочка, которая нравится нескольким мальчикам.
Дети пока еще не умеют красиво ухаживать. Они используют только тот опыт, который получили в своей семье. Если рядом с ребенком нет опытного мудрого взрослого, то он пойдет получать этот опыт во дворе у старших ребят. Когда есть доверительные отношения с родителями, то о первой любви детей родители узнают первыми.
Проблемы ребенка — миф или реальность?
Очень важно относиться серьезно к любой проблеме ребенка. Даже если она кажется совсем незначительной. Нельзя говорить детям: «Ой, нашла из-за чего расстраиваться! У тебя будет много таких парней!».
Если вы обесцените проблему ребенка, возможно, он больше не придет к вам с другой проблемой, а решит ее своим способом. А способы могут быть разными… Часто проблема ребенка для него кажется неразрешимой. Сказывается недостаток жизненного опыта. Поскольку родители имеют больший опыт, то могут помочь советом.
Родитель — друг или учитель?
Многие родители считают, что в переходном возрасте они должны дружить с детьми. В этом кроется ошибка. Если вы друг для ребенка, значит, он может прийти и как своего друга послать подальше… Удивлены? Да, именно с такой проблемой приходят потом родители к психологам. И психолого отвечает им: «Вы решили, что с ребенком у вас отношения не родитель-ребенок, а два друга, тогда почему вы удивляетесь, что он вас послал куда подальше? Для ребенка такое общение — норма. Для взрослого — нет».
Ребенок не может встать на одну ступень с вами. У него нет такого богатого жизненного опыта, как у вас. Вы же можете спуститься на уровень ребенка. Поэтому правильнее было бы сказать, что родители для ребенка не друзья, а первые учителя, которые вовремя подскажут решение проблемы и помогут советом.
Помните, самооценка ребенка — это показатель правильности вашей модели воспитания. Конечно, школа и окружение ребенка могут способствовать повышению или понижению значимости детей. Но все-таки главную роль в формировании самооценки играет семья, в которой растет ребенок.