Ученик — учитель — родители. Бег по кругу или кто виноват?
Во всех российских школах существует проблема взаимоотношений между учеником, родителей и учителем. Попробуем разобраться в проблемах, которые существуют в школе и в обществе.
Если вы спросите учителей в чем причина конфликтов, многие ответят, что каждое новое поколение становится более наглым, глупым и невоспитанным. Давайте начнем отсчет от послевоенных времен. Послевоенное поколение было воспитано на иных, нежели сейчас принципах. В те времена нужно было выживать. Поэтому никто не смотрел на переживания человека. Похвально было умение взять всю свою волю в кулак и преодолеть трудности. Ныть и жаловаться было неприлично. Это поколение было воспитано на идеалах геройства. В тоже время, у людей еще был жив страх репрессий.
Шло время, поколения менялись. Появились дети, которые никогда не соприкасались с войной. Постепенно менялись идеалы. Пришли времена распада СССР, а ними перестройка и отсутствие денег. Многие помнят как в 90-е годы зарплаты не выплачивались, продукты и предметы первой необходимости были по талонам. В этот период ценилось умение хорошо устроиться и заработать как можно больше денег (легальным и нелегальным путем). Людям приходилось заводить знакомства с нужными людьми, чтобы выжить.
Время шло. Эпоха перестройки закончилась и началось более-менее стабильное время, когда люди начали учиться капиталистическим основам построения бизнеса. Теперь важным стало умение найти свою нишу, презентовать себя и заработать не один миллион рублей (а лучше долларов). И вот тут в системе образования появились большие проблемы. Общество перестроилось на новые веяния времени. Школы тоже начали учить по-новому. Но оказалось, что старшее поколении учителей, которое получило опыт работы в 70-80 годы, не готово перестроиться на новую систему. Нужно было осваивать компьютер, изучать постоянно меняющиеся программы… Новые, молодые учителя, приходя в школу, не понимали что им делать. С одной стороны, им дали технологии и теорию обучения подрастающего поколения. Но в тоже время никто не подготовил молодого учителя к тем трудностям, которое его ждали в школе. Самый больная и обсуждаемая тема — это противостояние: ученик — учитель — родители.
Как выстроить систему работы, чтобы все были довольны?
Наверное я расстрою многих педагогов, сказав, что невозможно встроить работу так, чтобы абсолютно все были довольны и счастливы. Даже самые именитые и лучшие учителя становятся участниками конфликтов с родителями и учениками. Каким бы идеальным не был учитель, родитель или ученик, он рано или поздно попадет в ситуацию, когда будут задеты чьи-то интересы.
Почему так происходит?
Давайте разберемся, что такое «конфликт»? Возьмем общее определение этого слова.
Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. Конфликт — особое взаимодействие индивидов, групп, объединений, которое возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах. Конфликт обладает как деструктивными, так и конструктивными функциями.
Что нам дает знание определения этого слова? Давайте обратим внимание на фразу «занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны». То есть, два человека занимают совершенно противоположные позиции по отношению в одному вопросу. И в этом нет ничего необычного. Каждый человек имеет определенную базу знаний и опыта. Исходя их них, он делает выводы о вопросе спора. С позиции конфликтующих сторон, их задача — доказать, что противоположная сторона неправа. И это тоже нормально. Ненормально, когда спор перерастает в унижение личности поиск «грехов». Здесь вспоминаются изречения:
- В любом споре рождается частица мудрости, но не каждый, способен отстаивать свои убеждения во благо.
- Рождаемая в споре истина, всегда дает возможность понять человеку о его несовершенстве в высказываниях.
- Когда спорят двое, виноват тот, кто умнее.
- Поистине всегда там, где недостает разумных доводов, там их заменяет крик.
Сам по себе конфликт говорит лишь о том, что люди имеют разные точки зрения. Проблема возникает в тот момент, когда одна из сторон пытается заставить другую сторону конфликта убедить в своей правоте. И тут идут все возможные способы убеждения, которым человек научился: унижения, оскорбления, угрозы, привлечение других людей в конфликт… Это путь деструктивный. Да, одна из сторон силой может доказать другой свою правоту. Но при этом конфликт остается неисчерпанным.
За годы моей работы я видела много конфликтов. В большинстве них униженный учитель увольнялся из школы. При этом родители, которые выиграли в споре, находили новую жертву и жаловались на нее. В одном классе так уволилось 3 учителя. Думаете дети от этого стали лучше учиться? Или у них условия обучения стали лучше? Нет. Дети переживали за каждого ушедшего учителя. Потом они поняли, что можно вести себя как вздумается, все равно мама (папа) защитит. В итоге, в этом классе, дети попались на групповом воровстве. Общий уровень класса оказался довольно низким. Все потому, что в нем не было системы работы. Каждый учитель пытался ее внедрить. Но потом вмешивались родители и диктовали свои условия. Вместо помощи и поддержки учителю, группа недовольных постоянно жаловалась на учителя и требовала расправы.
Среди жалоб были такие: «учитель не умеет правильно ставить отметки, мы хотим выше», «мой ребенок плохо учится потому что учитель ему уделяет меньше внимания, чем другим», «на моего ребенка повысили голос», «мне некогда заниматься ребенком, это обязанность учителя всему научить», «учитель предложил классом сходить на спектакль, а у нас денег нет; почему мой ребенок должен быть изгоем и сидеть в кабинете, пока все смотрят спектакль?» и т.п.
Какие-то жалобы родителей обоснованные, какие-то нет. Учителя тоже жалуются на нерадивых учеников. Ни разу не видела, чтобы учителя специально разжигали конфликты. Большинство стараются «замять дело» и не выходить на открытый конфликт. Иногда это срабатывает, иногда нет.
Какой выход из конфликта?
Существует несколько способов разрешения конфликтов.
Насилие
Это тот способ, который я описала выше, когда используется принцип «Сильный всегда прав» или «Начальник всегда прав». Но этот способ неэффективен. Любое насилие порождает в ответ такое же насилие, что приводит к скрытому бунту, а потом к открытому.
Разобщение
Иногда способ разъединения или разобщения конфликтующих сторон помогает охладить конфликт. Но если сторонам приходится постоянно взаимодействовать, то конфликт рано или поздно вспыхнет опять. И тогда можно использовать следующий способ.
Перемирие
Его достигают путем переговоров и уступок по ключевым вопросам. Например, учитель соглашается более внимательно относиться к оцениванию ученика, а родители обязуются посетить узких специалистов для обследования здоровья ребенка и выявления причин девиантного поведения. В таком случае, обе конфликтующие стороны действуют во благо ребенку, находят общие точки соприкосновения. В случае неудачного исхода ситуации, используется другой вид разрешения конфликта.
Третья сторона
Третья сторона может быть беспристрастным слушателем или может занять одну из сторон конфликта. Когда третья сторона занимает одну из позиций, это может закончиться насилием. И тогда о завершении конфликта речи идти не может.
Третьей стороной может выступать суд или силовые структуры. Многие родители считают, что если они пожалуются в выше стоящие организации, то удача будет на их стороне. Это не всегда так. Получив жалобу от родителя, первым делом, ее направляют в школу и просят разобраться в ситуации (или выезжает комиссия для расследования). Далее, в школе идет опрос «свидетелей», обследование ребенка (или класса) психологическое, сбор данных о семье, из которой поступила жалоба…. Потом выносится решение. Например, провести инструктажи с учителями, отправить на курсы повышения квалификации учителя, объявить выговор или замечание. Увольнение применяется только в крайних случаях, когда провинность очень серьезная. Такое случается тоже, но очень редко. Как правило, учителя во время расследования сами пишут заявление об увольнении, потому что любая проверка — это стресс. А в жизни учителя стресса итак хватает. Попробуйте пригласить к себе домой 30 детей и в течение 4-5 часов отдыхать или ничего не делать. Будете ли вы спокойно наблюдать за тем. что вокруг происходит? Думаю, нет. Учитель тоже человек. Хотя он и знает методы воспитания детей, но нагрузка при общении с детьми, огромная. Ответственность тоже…
Какое решение будет лучшим?
Вы заметили, что я ни слова не писала о ребенке. Сделано это намеренно. Потому что 90% конфликтов между взрослыми, это конфликт, спровоцированный ребенком. Очень детей, которые бы честно признались в своих ошибках перед родителями. Часто что говорят дети? Получил «2», виноват сосед по парте (или учитель). Вел себя плохо, учитель затерроризировал или издевается.
Да, бывают конфликты между учеником и учителем. Например, если ученик по-хамски разговаривает с учителем и не выполняет задания. Или когда ученик претендует на более высокую отметку, но не дотягивает до нее. Здесь родители могут быть третьей стороной и помочь ребенку, а часто и учителю. Да, родители должны защищать своего ребенка. Но и наказывать они тоже должны. Если это неуважение к старшим, то конечно, речи не может быть о поощрении такого поведения.
А вот с отметками, здесь ситуация, которая неоднозначна. С одной стороны, учитель может (для моральной поддержки ребенка) поставить на пол балла выше. Но это не должно быть постоянным явлением. Прикладывать усилия доложен ребенок сам. Ценна похвала тогда, когда она заслуженная. Но когда ученик привыкает получать 4-5 только потому что его родители жалуются директору или завучу, то это путь к выращиванию «Павликов Морозовых», который будет жалобами в выше стоящие органы решать свои конфликты. Станет ли жить ему легче? Сомневаюсь.
Любой конфликт должен решаться в интересах ребенка. Это может быть как помощь ученику, родителям, так и учителю. Огульное охаивание одной из сторон ни к чему не приведет. А наша цель — создать максимально комфортные условия для развития ребенка. Комфортные — не значит, идеальные. Это значит, что создаются условия, где ученик может максимально проявиться свои таланты. Может, он плохо учится, но замечательно поет. И мы такого ребенка отправим заниматься в хоре. А может быть, он боится выступать, и взрослые помогут преодолеть страх выступлений на публике. Лучшая помощь ребенку — это не конфликт, а работа в команде: ученик — учитель — родители.
Я вспоминаю, что в одной школе училась девочка с диагнозом «Синдром внезапной смерть». То есть ребенок мог погибнуть в любой момент, от чего угодно. Родители девочки, вместо того, чтобы создать ей тепличные условия и оградить от социума, отдали ее в спортивную секцию и позволили наслаждаться жизнью. Девочка доучилась до 11 класса и стала успешной в спорте и в обучении в школе тоже. Это были идеальные условия для ее развития.
К сожалению, некоторые родители считают, что идеальные условия: это жара в кабинете (ни в коем случае нельзя проветривать кабинет); вечно улыбающийся и на все готовый учитель (с постоянной улыбкой до ушей видела только психически ненормальных людей); предоставление самого лучшего оборудования, книг, пособий; только хорошие отметки просто за тот факт, что ребенок пришел в школу…. Да, это все идеально, но это утопия. Находясь в социуме, ребенок понимает что в нем ценно, а что нужно в себе исправить. Сколько бы ни бились взрослые, ребенок все равно пойдет своим путем развития. Ему придется и падать, и восходить на вершины своих возможностей.
Задача взрослых — любить ребенка, поддерживать его. Но нужно не делать работу за ребенка (или соломку стелить), а важно научить его преодолевать трудности.
«Сегодня упал, ничего страшного. Завтра ты станешь сильнее и приобретешь новый опыт. Стал лучшим, помни, что всегда быть лучшим невозможно. Сегодня ты — молодец, но если завтра ты не оправдаешь надежд родителей, то это не страшно, тебя будут любить и таким».
Если исходить из любви к своим детям, то можно стать им поддержкой и опорой. «Злая учительница» недолго будет учить ваше чадо. Но вы останетесь с ребенком на всю жизнь. Какую картину мира вы сформируете у ребенка, так он и будет жить. Если вы видите кругом врагов, то ребенок научится не доверять социуму и видеть негатив. Если научите ценить чувства людей, то и к вам он будет относиться с заботой и нежностью. Учитель, конечно, может влиять на детей. Но большую часть времени ребенок воспитывается в семье. А это значит, что за воспитание ребенка в первую очередь отвечают его родители.
Все описанное мной ни в коем случае не претендует на истину в последней инстанции. Это описании видения ситуации изнутри школы. И внутри школы тоже найдутся оппоненты, которые не согласятся со мной. В жизни нет ничего однозначного. Все мы учимся на ошибках, своих и чужих.Конфликты — это нормальное явление, которое позволяет обществу эволюционировать. Но при этом, участники конфликта должны уважительно относиться друг к другу и исходить из принципа «не навреди».
Всегда помните, обращайтесь с людьми так, как вы бы хотели, чтобы относились к вам.