Уровень воспитанности учеников. Как диагностировать?

уровень воспитанности, воспитание детей

Воспитанные дети — наше спокойное будущее

Уровень воспитанности. Как диагностировать?

Определить уровень воспитанности коллектива детей — одно из важных направлений работы классного руководителя. «Почему?», — спросите вы. Потому что наше будущее зависит от того, каких детей мы вырастим сейчас. Какие вложим в них качества, заложим ли культурные ценности. Каждое новое поколение отличается от предыдущего. Важно сохранить общечеловеческие правила и основы культурного поведения. И в тоже время, учителю нужно идти в ногу со временем, менять себя, изучать тенденции развития современного общества.

Существует несколько методик определения у детей уровня воспитанности. Вы можете использовать методику х Н.П. Капустина, М.И. Шиловой или любую другую.

В своей работе использую следующие файлы:

:arrow:  Скачать анкету «Итоги года»:  Анкета-Итоги-года-1.doc (26 Загрузок)

:arrow:  Скачать опрос «Уровень воспитанности»:  uroven_uchenika-1.doc (48 Загрузок)

:arrow:  Скачать сводную таблицу результатов:  Определение-уровня-вопитанности-образец-1.xlsx (35 Загрузок)

уровень воспитанности

 

Обратите внимание, что в Сводной таблице находится 2 вкладки. На первой вкладке вы заполняете данные Опроса. А на второй вкладке вносите данные Анкеты. 

Сами файлы (Анкета и Опрос) не являются моими разработками. Они взяты в сети Интернет и доработаны. Файл «Сводная таблица результатов» — это моя авторская разработка. Он облегчает подсчет данных. Это значительно сэкономит ваше время, силы и нервы. 

 

Как работать с данными опроса «Уровень воспитанности»

Работа с данными ведется по усмотрению классного руководителя. Зная уровень воспитанности своего класса, можно спланировать дальнейшую работу. 

Не беритесь за корректировку сразу всех пунктов Опроса. Возьмите один и отработайте его. Например, опрос выявил, что у классного коллектива западает параметр дисциплинированности. Посмотрите этот раздел. Там есть 4 пункта:

  1. Знаю и соблюдаю правила, записанные в Уставе школы
  2. Всегда внимателен на уроках, не мешаю слушать другим ученикам объяснения учителя
  3. Участвую во внеклассных мероприятиях, проводимых в классе (в школе)
  4. Осознаю свою ответственность за результаты работы в коллективе класса

Посмотрите какой из пунктов  вызвал проблему. Возможно, дети не поняли вопроса или не знают что такое «Устав». Уточните у детей, почему они ответили таким образом на вопрос. Если вы выяснили, что есть проблема со всеми пунктами, начните работу с первого. Принесите в класс Устав школы. Покажите сколько в нем разделов и статей. Зачитайте детям правила поведения. Спросите, все ли детям понятно. Смогут ли они объяснить малышам, которые придут в школу, какие правила необходимо соблюдать?

Далее, в течение месяца контролируйте, соблюдают ли ученики правила, повышается ли уровень воспитанности класса. Можно ввести рейтинг класса, где отмечать самых воспитанных ребят. Форм работы с этой темой много. Я привожу только одну из них.

Когда отработан пункт 1, можно переходить ко второму. Теперь вводится контроль за дисциплиной на уроке. Можно привлечь детей к оценке своих одноклассников. Я предпочитаю использовать самооценку, взаимооценку детей. В крайних (спорных) случаях помогаю детям оценить себя или другого ребенка. Стараюсь аргументировать свое мнение. Учу детей спорить со мной и доказывать свою точку зрения. При этом важно не спуститься до панибратства. Дети должны уважать старших, но при этом понимать, что каждый человек имеет право на ошибку. 

Дальнейшую работу вы можете строить по своему усмотрению, опираясь на свои педагогические знания. Не забывайте отслеживать продуктивность работы по повышению уровня воспитанности класса. Так же важно включить родителей в эту работу. Можно проводить анкетирование родителей, чтобы определить уровень воспитанности детей. 

Автор: Братухина Е.В.