Многие люди считают, что гениальность заложена природой. Так ли это?
Ученые всего мира давно изучают данный вопрос. Сначала считалось, что интеллектуальные сверхспособности закладывались природой, то есть родителями (их генами). Позже оказалось, что не всегда у гениальных родителей рождаются уникальные дети. Да, такое редко случается, но в большинстве случаев у уникальных родителей рождаются обычные дети.
В чем же секрет гениальности?
Когда ученые сопоставили факты с реальными исследованиями этого вопроса, оказалось, что гениальность человека напрямую зависит от количества часов, потраченных на изучение темы и равняется 10000 часов. Столько требуется мозгу для создания связей и проявления успешности.
Оказывается, не природные данные, не хорошая память или скорость реакций, и даже не высокий IQ позволяют стать успешным человеку. 10000 часов труда и изучения вопроса — вот путь к успеху!
Как же быть с природными данными?
Конечно же они важны. Но задатки, это ещё не гарантия успеха. Как часто в 1 классе можно увидеть детей с яркими способностями. Обычно такие дети «сдуваются» уже к декабрю, то есть через 3 месяца от начала обучения. Почему так происходит?
Потому что ребёнок не может себя контролировать. Интерес есть, природные задатки есть, но заставить себя делать то, что неинтересно, малыш не может.
Другое дело, когда самоконтроль и самоорганизация сформированы. Человек может организовать свое время так, чтобы освоить знание или дело в объёме 10 тысячи часов. После этого, мозг начнёт получать удовольствие от работы или знания. А все потому, что мозг — это машина. Он получает удовольствие от получения положительного результата. То есть дофамин выделяется, когда ожидание совпало с прогнозом. Странное открытие? Да, немного. А ведь именно это открытие сделали учёные. Об этом вы можете прочитать в книге «Красная таблетка -2» известного психотерапевта — Андрея Курпатова.
Как это работает?
Например, вы научились решать трудные задачи на определения скорости, времени и расстояния. Сначала вы не умели этого делать и расстраивались. Потом много часов просидели над учебниками, прорешали 50 (а может, и 100) задач… И вот, вы уже специалист в своем деле! Теперь, решая задачу подобного типа, ваш мозг будет испытывать «эйфорию» от того, что смог справиться со сложной задачей. Ожидание полностью совпало с прогнозом. При этом происходит следующий механизм действия: чтение задачи — распознавание типа задачи — вспоминание алгоритма решения такого типа задачи — решение — сверка результата. Если результат верный, тогда выделяется дофамин, а вы получаете удовлетворение от проделанной работы.
Примерно тоже самое происходит во всех сферах интеллектуальной деятельности человека. Только разница в том, что человек получает удовольствие уже не от решения простой задачи, а от получения информации вообще. Изучил ребенок какую-то тему, блеснул знаниями на уроке, получил удовлетворение. Изучил еще одну тему, опять выступил с докладом в школе. И снова выделился «гормон счастья». Так учеба и получение знаний затягивает и ребенок становится на порядок умнее других.
Почему не все дети гении?
Да, гениальность может быть заложена природой. То есть, ребенок может иметь все шансы быть таковым: у него мама и папа — кандидаты наук, бабушка и дедушка — известные специалисты в своем деле. Конечно же, эти гены могут передаваться из поколения в поколение. Правда, вопрос здесь больше не в генах, а в умении их использовать. Куда и как направит свое внимание ребенок — это его личное решение. Может, он сам соберет сверхмощный компьютер и погрузится в компьютерные игры. И тогда больше мы его в реальном мире можем не увидеть. В другом случае, тот же малыш может принимать участие в олимпиадах, конкурсах, научных конференциях…. Чувствуется разница с первым вариантом? Второй вариант более продуктивный и позитивный. Но из него тоже могут быть несколько исходов. Один — это непризнанный гений, когда в прошлом человек был успешен, но потом его обошли более «продвинутые» ученики. Другой вариант — это «звездная болезнь». Ну, и конечно же, от позитивного исхода никто не застрахован :)
Получается, что наша жизнь — это выбор пути развития. Успешные люди успешны только потому, что они не разочаровались в своем пути даже после череды падений. Они упорно шли вперед, преодолевали трудности и в конце-концов, добились успеха. И это подтверждает гипотезу о том, что родиться гением невозможно. Гения в себе нужно вырастить, приложив большие усилия.
Автор: Братухина Е.В.