Что такое «умственный инфантилизм»?
Под умственным инфантилизмом я понимаю неспособность учеников мыслить. Откуда этот термин взялся?
Я более 16 лет работаю в педагогике. За это время видела разных детей. В последние годы все ярче проявляется несамостоятельность детей. Родители стараются уберечь свое чадо от любой проблемы. И в этом кроется самая большая их ошибка.
Что происходит, когда родители делают все за ребенка?
Происходит инфантилизация.
Инфантилизм (от лат. infantilis — детский) — незрелость в развитии, сохранение в поведении или физическом облике черт, присущих предшествующим возрастным этапам. Термин употребляется как в отношении физиологических, так и психических явлений.
Почему так происходит? Дело все в природной способности мозга экономить энергию. Наш мозг при наличие нескольких вариантов действия, выберет тот, который наименее энергозатратный.
Представьте картинку. Ребенок научился надевать ботинки. В один прекрасный день мама малыша очень торопится на встречу. Ей некогда ждать, пока ребенок наденет ботинок и завяжет узел. Что она делает? Одевает эти ботинки на малыша и бежит с ним на встречу.
Что же важного произошло в этот момент в голове ребенка? Он усвоил урок, что можно не тратить силы на одевание, лучше дождаться, когда это сделают родители…
Вы замечали вокруг себя таких людей, которые ждут, что за них кто-то решит их проблемы? Например, найдет хорошую работу, оздоровит, предложит большую зарплату. Уверена, что вы не раз слышали фразу: «Это все (любое имя) виноват. Если бы не он, то я бы достиг многого». Виноватыми могут быть супруги, дети, правительство, учитель, и даже погода…
На самом ли деле кто-то другой, а не вы, виноваты в проблеме? А может, дело в том, что ваш мозг нашел удобный для вас вариант не делать то, что вы должны сделать? Мозг решил: «Вот я сейчас повышу свою самооценку за счет унижения другого, и мне станет лучше». А на самом деле лучше станет только на пару секунд. Чувство вины за несделанное будет постоянно вызывать беспокойство. Человек, может, и понимает, что нужно встать с дивана, выполнить запланированное и получить позитивные эмоции от завершенности события. Но, ведь для этого нужно приложить усилия. Зачем это делать, когда можно найти менее энергозатратный путь.
Вырастает такой ребенок. У него рождаются свои дети. Он передает свое видение мира малышу. И вот уже малыш старается экономить изо всех сил энергию и не делает ничего. Теперь ему лень не только одеваться, но и думать.
Зачем думать, если есть Google или Яндекс поисковики?
Все больше в школе появляется детей, которые не хотят и не умеют думать. На уроке такие дети скучают, смотрят по сторонам в ожидании перемены, когда можно будет побегать или посидеть в телефоне. Все, что такого ребенка интересует, находится в компьютере или планшете. Окружающим его мир неинтересен и скучен. Другое дело — компьютер. Там целая жизнь. Можно поиграть, почитать, попереписываться с друзьями.
Сейчас в интернете полно сайтов с ГДЗ (готовыми домашними заданиями). Пришел такой ученик, которому ничего не интересно. Зашел в интернет, списал задание, сдал учителю на проверку. Так прошло 9 лет обучения.
Вспомните себя в школе. Была ли у вас возможность списать домашнее задание? Да, но только у одноклассника. Не было надежды на чужой мозг. Огромный объем данных приходилось запоминать самим. При этом в мозге образовывались прочные связи. Некоторые знания воспроизводятся даже спустя много лет.
Давайте попробуем вспомнить что-нибудь из школьной программы. Я начну, вы продолжайте.
«Зима! Крестьянин торжествуя…» или «Мороз и солнце! День чудесный», «У лукоморья дуб зеленый..». Ну, что? Появляются в памяти слова? Причина этому многократное повторение.
У нас есть два способа запомнить надолго информацию. Первый – зубрежка, и второй стресс. Решите сами, какой из способов вам ближе.
Откуда же появился умственный инфантилизм?
Он пришёл как раз из благополучной жизни. Когда все вокруг человека понятно, гармонично, он не развивается. Развивается человек только в момент возникновения проблемы, а с ней и стресса (не путать с дистрессом!).
Ученые несколько раз проводили эксперимент под названием «Вселенная 25», в котором как рай стал адом. Каждый раз популяция грызунов в идеальных условиях жизни вымирала полностью. Почему именно 25? Потому что американский ученый-этолог Джон Кэлхун двадцать пять раз пытался создать рай для мышей, и каждый раз все заканчивалось смертью всех подопытных животных.
Конечно, человек не мышь. Но он существо с животными инстинктами и также как и все живые существа, подчиняется законам природы. Отсюда ученые сделали вывод: «Чем больше ребенка опекают, создают ему полностью комфортные условия, где он получает все без труда, тем больше вероятность, что малыш вырастет инфантильным и неприспособленным к жизни».
Хотите такой судьбы своему чаду? Выбор всегда за вами….
Автор: Братухина Е.В.